Рыночная ниша

25 682
Оглавление

Что такое рыночная ниша 

Рыночная ниша — небольшая часть рынка с высоким спросом на продукцию и низкой конкуренцией. Если правильно определиться со специализацией, то у компании будет рыночное преимущество, гарантирующее успех. 

Особенности рыночной ниши:

  • стабильность и небольшая емкость рынка;

  • слабая конкуренция или отсутствие конкурентов;

  • конкретные запросы потребителей.


Спрос в рыночной нише подвержен частым изменениям. Чтобы бизнес выжил и остался на плаву, требуется высокая гибкость производства. Тогда запросы потребителей будут своевременно удовлетворены. 

Чем отличается от сегмента

Если ниша — малая доля рынка с низкой конкуренцией, то сегмент представляет обширную часть рынка из одной отрасли. Например, рынок рыбы и морепродуктов — сегмент, а семга, форель, креветки — ниши. То есть ниша формируется внутри сегмента.

Виды ниш рынка

Целевой маркетинг. Небольшие участки рынка, не выгодные для крупных холдингов. Их занимают стартапы, рассчитанные на небольшой поток покупателей. Например, украшения-талисманы по фэншуй.

Особые рыночные обстоятельства. Этот вид ниши формируется в определенной ситуации, которая приводит к появлению уникальных запросов потребителей. Например, в городе проходит молодежный музыкальный фестиваль. Возрастает временный спрос на сувениры с логотипом этого мероприятия.

Горизонтальный маркетинг. В этой нише расширяют ассортимент для конкретного целевого сегмента. Так, организация проведения свадеб «под ключ» может заниматься выбором ресторана, украшением зала, подбором фотографа, видеооператора и тамады, заказом пригласительных открыток.

Вертикальный маркетинг. Продукцию предлагают в сочетании с другими товарами, которые имеют схожие потребительские свойства и пользуются устойчивым спросом. Например, в компании по организации праздников для взрослых и детей клиент отдельно может оформить заказ на аренду аттракционов, огненное шоу или трансфер гостей. 

Кустовой или пучковый маркетинг. В этой нише работают с постоянными клиентами, которые хотят получать товары и услуги в одном месте. По такому виду рыночной ниши работает большинство коучей и преподавателей, так как их продукты предназначены для конкретной целевой аудитории.

Преимущества нишевого бизнеса

Слабая конкуренция. Вы найдете своих покупателей, ведь бизнес ориентирован на узкую целевую аудиторию. Конкуренция будет низкой или вовсе отсутствовать.

Небольшой бюджет. Вам не придется тратиться на рекламу, если сосредоточитесь на конкретной группе потребителей. Например, можно вести бизнес-аккаунт в соцсетях, настраивая рекламу только для определенной категории покупателей. 

Лояльные клиенты. Если товары или услуги отвечают запросам потребителей, покупатели вернутся к вам снова. Бизнес будет расти благодаря положительным отзывам клиентов среди друзей и коллег, рекомендациям вашего бренда в соцсетях.

Концентрация на одной отрасли. Вы не растрачиваете ресурсы на большой ассортимент, на несколько видов аудитории, поэтому можете довести свое дело до совершенства. 

Требования к выбору ниши

Уникальность. Определитесь, что и кому вы хотите продавать. Бизнес-идея должна быть актуальной и неповторимой. Отсутствие конкуренции способствует успешному ведению бизнеса.

Клиентоориентированность. Бизнесу следует вовремя определять желания потребителей, чтобы удовлетворять их своими продуктами. С пониманием относиться к замечаниям и пожеланиям покупателей, тогда отток постоянных клиентов сведется до минимума. 

Преимущества перед конкурентами. К ним относятся всевозможные патенты и лицензирование, крупные финансовые инвестиции, приобретение эксклюзивных прав на продажу. 

План по поиску ниши

Чтобы найти бизнес-идею и успешно занять нишевый рынок, необходимо составить план:

  1. Выявить свои преимущества и интересы. Проанализируйте, какими уникальными преимуществами будет обладать ваш будущий бренд, какие перспективы его ждут.

  2. Провести исследования. Когда вы определитесь с идеей, проведите конкурентный анализ. Он поможет выяснить, занята ли уже данная ниша, и если да, то чем она выделяется.

  3. Оценить целевую аудиторию. Изучите тренды, которые могут заинтересовать потребителей. Например, экологические детские памперсы вряд ли кого-то заинтересуют, кроме беременных или родивших женщин.

  4. Протестируйте выбранную нишу. Положительный результат после запуска бизнеса может быть заметен не сразу. Бывает, что первая идея не срабатывает. Обратитесь за помощью к опытному маркетологу. Он поможет определиться с актуальным направлением для дальнейшей работы.

Основные ошибки при выборе ниши

С чем сталкиваются начинающие предприниматели при поиске рыночной ниши:

  • недостаток понимания и практического опыта ведения бизнеса в выбранной области;

  • ориентация не на потребности клиентов, а на собственные интересы;

  • отсутствие проведения маркетинговых исследований;

  • низкая клиентоориентированность;

  • отказ от тщательного анализа целевой аудитории;

  • отсутствие тестирования спроса на товар или услугу.


При создании ниши важно понимать, получится ли в дальнейшем расширить ассортимент товаров и услуг. Например, у вас родилась идея по созданию кошельков из натуральной кожи. Сможете ли вы в будущем расширить товарный ряд другими кожаными изделиями? Производство пары товарных позиций вряд ли станет крупным бизнесом.

Коротко о главном

  • Перед открытием бизнеса определите, насколько прибыльной будет ваша идея: проанализируйте целевую аудитории, оцените риски и проведите отраслевые исследования.

  • Как только продукт появится на рынке, обратитесь к клиентам и предложите протестировать продукт. Собранные отзывы помогут понять рынок и научат позитивно воспринимать критику. 

  • Прислушивайтесь к  мнению аудитории и следите за тем, чтобы ваш товар или услуги всегда соответствовали рыночным трендам. Так вы сможете расширить ассортимент и внедрить продукцию, которой нет у конкурентов. 

  • Одна из перспективных ниш в России стала сфера онлайн-образования. Раньше люди относились к нему с недоверием, но эпидемия коронавируса изменила мнение людей. Теперь популярны тренинги, онлайн-курсы, мастер-классы от разных специалистов: бизнес-аналитиков, программистов, маркетологов и пр.

Последние

418
Конверсионный маркетинг
Конверсионный маркетинг ― это стратегия, которую применяют в условиях отрицательного спроса. С помощью конверсионного маркетинга выявляют причины негативных мнений.
9 907
PESO
Что такое PESO в маркетинге и почему это важно для бизнеса. Как использовать PR-модель. Как оценить эффективность Paid-, Earned-, Shared- и Owned-каналов.
8 242
Inbound-маркетинг
Что такое инбаунд-маркетинг и зачем он нужен бизнесу. Плюсы и минусы, инструменты, примеры. Чем отличается от контент-маркетинга. Как внедрить inbound-маркетинг: пошаговая инструкция и советы по запуску
10 182
Кейс в маркетинге
Что такое кейсы в маркетинге простыми словами. Зачем и когда они нужны маркетологу. Как составить маркетинговый кейс: пошаговая инструкция и примеры
11 016
Push-уведомления
Что такое пуш-уведомления и зачем они нужны бизнесу. Виды, плюсы и минусы. Чем отличаются от SMS и оповещений в соцсетях и мессенджерах. Как работают push-сообщения и как увеличить их эффективность
24 615
Плейсхолдер
Что такое плейсхолдер: виды, преимущества и недостатки. Когда placeholder может навредить: возможные проблемы с юзабилити. Как правильно использовать текстовые подсказки на сайте