Социальные медиа: что это, история, виды, платформы

9 212
Оглавление

Соцмедиа — удобный инструмент маркетологов для продвижения бренда и товара. Не нужно путать это понятие с соцсетями. Они — лишь часть соцмедиа. В это понятие входят все доступные ресурсы, где идет обмен информацией между пользователями. В статье разберем историю развития, виды и платформы. 

Используемые продукты и сервисы

Что такое социальные медиа

Изначально общение пользователей ограничивалось чатами, форумами. Здесь собиралась аудитория по определенной тематике. Участники делились знаниями, задавали вопросы, обменивались мнениями. В дальнейшем определение «социальные медиа» расширилось.

Маркетологи стали использовать электронные площадки не только в бытовых, но и в коммерческих целях. Они поняли преимущества сообществ и стали размещать здесь рекламу, продвигать товар при помощи постов, картинок, видео.

Социальные медиа можно охарактеризовать как онлайн-площадки, предоставляющие возможность каждому высказать свое мнение, бесплатно или за небольшую плату продвигать бренд, товар. А еще получать известность благодаря публикации разного вида контента: текстового, в виде картинок, видео.

Здесь пользователи могут проводить опросы, размещать викторины, видеоинструкции. Маркетологи оценили возможность получить готовую целевую аудиторию, изучать интересы, потребности и отзывы пользователей. 

Чем социальные медиа отличаются от соцсетей

Социальные медиа — это широкий круг ресурсов, отличающихся массовостью и функционалом. Социальные сети — это часть медиа. Например, Телеграм собрал большую аудиторию, но при этом не принадлежит к категории социальных сетей. Много контента публикуется на Яндекс Дзен, в Википедии.

Основные признаки социальных медиа:

  • Открытость. Каждое зарегистрированное лицо имеет право указать свои личные данные: возраст, место рождения и проживания, образование, иное. Однако он может указать лишь часть сведений и выбрать, какие будут открытыми.

  • Коммуникации. Пользователи делятся своими впечатлениями, высказывают мнения, отстаивают свои взгляды. Для этого организуются отдельные чаты для обсуждения контента, проблемы.

  • Свободное распространение. Пользователи публикуют статьи, посты, фото и видео материалы. Контент доступен всем (если это открытая группа) или только подписчикам (если ресурс закрытый).

  • Френдлист. При помощи соцсетей можно создавать свои группы, привлекать подписчиков, участвовать в форумах, устанавливать статус общения.

  • Репутация. Пользователи социальных медиа могут собрать отзывы, сами знакомиться с комментариями на страницах других участников, делать выбор, пользуясь мнением других пользователей.

  • Простота входа. Социальными медиа могут пользоваться все. Для этого не требуется специальных навыков и знания компьютерных программ. Это позволяет привлечь большое количество пользователей.

Манго Диалоги — это единый центр управления сообщениями клиентов на сайте и e-mail, в системе заказа обратного звонка, а также в WhatsApp, Telegram, ВКонтакте и др. Принимайте не только звонки клиентов, но и обращения из других каналов продаж: чат на сайте, заказ обратного звонка, соцсети, мессенджеры. Ничего не потеряется, а клиенты смогут выбрать привычный для них способ связи.

Узнать больше

История развития социальных медиа

«Первой ласточкой» в истории социальных медиа стала доска объявлений, появившаяся в 70-е годы 20-го века. Здесь можно было размещать информацию по готовым шаблонам. Для коммуникации нужны были каналы. Так появилась электронная почта, позволяющая отправлять отклики и получать ответы.

Всемирная паутина сделала прорыв в возможности общения между людьми, находящимися на значительном расстоянии друг от друга. Появились первые чаты, где пользователи обменивались мнениями, задавали вопросы, делились информацией. Но это были короткие вопросы и ответы.

Возможность создавать профиль возникла благодаря проекту Six Degrees, который вышел в свет в 1997 году. Тогда стали доступны первые сайты знакомств.

Полноценный контент стартовал в 1999 году, когда появился LiveJournal. 2003 год ознаменован появлением первой соцсети для бизнесменов. Чтобы пользоваться ей, нужно было заполнить резюме. Музыканты искали аудиторию при помощи MySpace. Здесь были доступны музыкальные файлы.

В 2004 году в Гарварде появляется Facebook*, на год позже в России появились соцсети ВК и Одноклассники.

*Продукты Meta запрещены на территории РФ.

Виды

Разнообразие размещаемого контента, цели и задачи позволяют выделить два вида социальных медиа, учитывая их назначение и наполнение. Цель одних — поддерживать общение и сотрудничество между пользователями, задача других — помогать самовыразиться.

Соцмедиа по назначению

Соцмедиа- площадки подразделяются по целям создания:

  • Коммуникационные. В это категорию можно отнести соцсети, сайты знакомств, мессенджеры.

  • Информационные. Сюда входят каналы Дзен, порталы новостей, профессиональные онлайн-издания, тематические журналы, доски с объявлениями, например, Авито.

  • Предназначенные для совместной работы большого числа пользователей, например, Википедия.

Это — условное разделение на группы. Многие соцмедиа одновременно позволяют найти информацию, пообщаться. 

Соцмедиа по наполнению

Все соцмедиа можно разделить по массовости и виду контента, размещаемого на площадках:

  • Массовые. Это — общественные ресурсы, куда пользователи приходят пообщаться, получить новую информацию, поделиться знаниями. Сюда можно отнести MySpace, Reddit.

  • Видеохостинги и площадки с фотографиями. Наибольшую популярность завоевал YouTube, где можно посмотреть фильмы, ролики, мастер-классы. Сюда помещается только видеоконтент по различным тематикам.

  • Тематические. По-другому их можно назвать узкоспециализированные. Они создаются для пользователей, которые хотят совершенствоваться в профессии или хобби. К примеру, для юристов подходит «Правовед», для тех, кто любит мастерить — «Ярмарка мастеров».

Маркетологи, зная особенности каждой площадки и интересы посетителей, находят для себя целевую аудиторию.

Платформы социальных медиа

Каждая из них выполняет свою роль и позволяет продвигать товары, бренды. Нужно лишь знать особенности, присущие конкретной платформе и умело использовать их.

Электронная почта. E-mail берет начало в 90-х годах прошлого столетия. Сейчас — это незаменимый инструмент для частных лиц и бизнесменов. При помощи электронной почты пользователи обмениваются личными сообщениями, отправляют документы, ведут деловую и личную переписку. Маркетологи пользуются e-mail для отправки рассылок потенциальным и реальным клиентам. 

Форумы. В 2000 годы стали популярными тематические форумы, где можно найти информацию по интересующей теме, написать свое мнение, задать вопрос. Сейчас они также существуют, но в более усовершенствованном виде. Пример: Пикабу. Здесь публикуется контент, есть возможность получать новую информацию на заданную тему.

Мессенджеры. Смартфоны стали удобным инструментом для повседневного общения. Вместе с ними получили популярность Телеграм, Вайбер и прочие мессенджеры. Их используют для дружеского общения и для работы.

Блог-платформы. Например, Яндекс.Дзен — российская платформа, которая заинтересовала пользователей возможностью размещать контент и получать за это деньги. Площадка предоставляет простую и быструю регистрацию, возможность отслеживать статистику посещаемости.

Стриминговые платформы. Они позволяют в реальном времени транслировать видео и получать донаты. Распространение получил Твич, специализирующийся на онлайн-играх.

Видеохостинг. Например, Rutube и Youtube, где каждый может разместить свой контент: образовательный, развлекательный, вирусный и т.п. Зарабатывать деньги можно на рекламе. 

Соцсети. ВК, Одноклассники — все это — соцсети. Здесь создаются группы по интересам, размещается реклама. Продавцы и те, кто оказывает услуги, публикуют посты о товарах и услугах. Здесь напрямую можно сделать заказ.

Агрегаторы и маркетплейсы. Это — площадки, позволяющие продавцам размещать и продавать свои товары. Маркетплейсы предлагают дополнительные услуги: хранение товара, упаковка, отправка. За это бизнесмены платят комиссионные. Наиболее известны: Авито, Ozon, Вайлдберриз.

Как работает продвижение в социальных медиа

Реклама в соцмедиа представлена в трех вариантах

  • Прямая, например, таргетированная в ВКонтакте. Она выстраивается при помощи функций соцсети.

  • Прямая, при которой приглашаются блогеры. Например, в комнаты Клабхауса на платной основе.

  • Скрытая, когда бренд и продукт размещается внутри информационного контента.

Для маркетолога важно выбрать нужный канал размещения, чтобы аудитория не воспринимала рекламу как нечто навязчивое.

Как устроены мониторинг и анализ

Для понимания эффективности рекламы, размещенной в соцмедиа, проводится анализ с использованием статистических данных. В нем учитывают, сколько раз упоминается бренд, количество реакций от пользователей на контент, рост количества пользователей и конверсия.

Информация и расчет может вестись вручную или с использованием автоматизированных систем. Если вы размещаетесь на разных рекламных площадках, внедрите Сквозную аналитику MANGO OFFICE. Система автоматически собирает данные со всех каналов, анализирует прибыльность каждого и определяет наименее эффективные. У инструмента простая и гибкая настройка, отчеты формируются под конкретные запросы.

Больше о сквозной аналитике

Коротко о главном

Соцмедиа — удобный инструмент маркетологов для продвижения бренда и товара. В соцмедиа входят электронная почта, форумы, мессенджеры, блог-платформы, стриминговые платформы, видеохостинги, соцсети, агрегаторы и маркетплейсы.

Продвижение на площадках предполагает анализ действий аудитории. Его можно проводить вручную или при помощи специальных программ.

Используемые продукты и сервисы